вторник, 12 марта 2013 г.

"У детей на всё особый взгляд..."



Сценарий
творческого занятия по рисованию на стихи Расула Гамзатова

Составитель: А.С. Маслакова – библиотекарь Городского библиотечного филиал №1 МУ ГИБС городского округа «Город Петровск-Забайкальский»
Цель занятия:
Научить детей чувствовать поэзию, через творчество Р.Гамзатова.

Задачи:
- Познакомить детей младшего – среднего школьного возраста с биографией Расула Гамзатова и его поэзией в целом; 
- Помочь выявить особенности его стихов;
- Научить детей передавать стихи и их смысл на рисунках.

Материал для занятия:  - бумага А4;
                                          - карандаши (простые, цветные);
                                          - краски акварельные, гуашь;
                                          - стихи Р.Гамзатова;
                                          
Подготовка к занятию:
                                          - изготовление бумажных журавликов;
                                          - формирование детей в группы;
                                          - подборка музыкального сопровождения.

Ход занятия:
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем творческом занятии. Сегодня мы с вами познакомимся с таким замечательным дагестанским поэтом, как Расул Гамзатович Гамзатов и его творчеством.
Расул Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в ауле Цада Хунзахского района Дагестана в семье Гамзата Цадасы (1877—1951) — народного поэта Дагестана. Учился в Аранинской средней школе. 1939 году окончил Аварское педучилище. До 1941 года работал школьным учителем, затем — помощником режиссёра в театре, журналистом в газетах и на радио. С 1945 по 1950 годы учился в Литературном институте им. А. М. Горького в Москве. Избирался депутатом ВС Дагестанской АССР (Верховного Совета Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики), заместителем Председателя ВС ДАССР, депутатом и членом президиума ВС СССР. Несколько десятилетий был делегатом писательских съездов Дагестана, РСФСР и СССР, членом бюро солидарности писателей стран Азии и Африки, членом Комитета по Ленинской и Государственной премиям СССР, членом правления Советского комитета защиты мира, заместителем Председателя Советского комитета солидарности народов Азии и Африки.
Действительный член Петровской академии наук и искусств.
Скончался 3 ноября 2003 года в ЦКБ (Центральная клиническая больница) в Москве. Похоронен на старом мусульманском кладбище в Тарки у подножья горы Тарки-Тау, рядом с могилой жены.
Писать он начал, когда ему было девять лет. Первая книжка со стихами вышла на аварском языке в 1943году. Позднее многие стихи Расула Гамзатова стали песнями, Р. Гамзатов писал о Матерях, о Женщинах,

Звучит фрагмент песни «Матери» (И. Кобзон)

Писал он и о Природе Кавказа, о Дружбе народов, и о Войне.

Звучит фрагмент песни «Журавли» (М. Бернес)

Стихи и поэмы Р.Гамзатова переводили на русский язык такие мастера пера, как Сергей Городецкий, Семен Ляпкин и Юлия Нейман и др.
Все произведения Р.Гамзатова, как вы уже слышали, можно не только прочитать, рассказать наизусть, но и спеть. А как вы считаете, стихотворение можно нарисовать?

Ответы детей

Сейчас мы с вами и попробуем нарисовать стихи. Каждая группа выберет журавлика, который скажет название стихотворения, которое нужно будет нарисовать.

Группы поочередно вытягивают журавликов. Ведущий выразительно читает стихотворение на фоне специально подобранной музыки. (Приложение)

А теперь вы попробуете передать услышанное стихотворение на листок бумаги, которые у вас на столах.

Дети рисуют на фоне музыки на стихи Р.Гамзатова

По окончанию работы, ребята презентуют свои рисунки. Работы собираются.  


 ПРИЛОЖЕНИЕ

1.     «Вот я у камина в доме дедовом…» (фон)
Вот я у камина в доме дедовом,
Где огня давно не зажигали,
Кто когда-то здесь сидел – беседовал,
Те сюда воротятся едва ли.

Но во тьме теплеют камни сонные,
И садятся в полукруг мужчины,
Памятью моею озаренные,
Словно прежним пламенем камина.

2.     «Бьется поток под скалою высокой…» (фон)
Бьется поток под скалою высокой,
Гордой, бесчувственной к рокоту вод.
Мне ль не понять состоянье потока,
Кто же мое состоянье поймет?

Бьется и стонет поток, но не может
Расшевелить равнодушных камней
Этой скалы, удивительно схожей
С каменносердной любимой моей.

3.     «Такие вершины и скаты бывают…» (фон)
Такие вершины и скаты бывают –
С утра до заката их свет озаряет.
Бывают такие ущелья и склоны,
Куда проникает лишь луч отраженный.

О солнце мое, золотое светило,
Чей склон, чье жилье ты собой озарило?
В какой я теснине на дне поселился,
Что свет твой поныне ко мне не пробился?

4.     «Замер орел, распростершийся в небе…» (фон)
Замер орел, распростершийся в небе,
Словно крылами весь мир он объемлет,
Руки пошире раскинуть и мне бы,
Всех вас обнять, населяющих землю.

Всех вас, живущих на этих просторах,
Всех, кто смеется, горюет и плачет.
Песни такие бы спеть, от которых
Камни становятся шерстью ягнячьей.

5.     «Есть глаза у цветов» (фон)
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у  всех цветов
И они глядят на нас с тобою…
<…>
…Осенью, когда сады грустны,
Листья на ветвях желты и падки,
Вспоминая дни своей весны,
Глядя в даль, цветы грустят на грядке…

6.     «Собака лает у чужих окон…» (фон)
Собака лает у чужих окон:
Что за опасность угрожает дому?
Собаки мира лают: испокон
Грозит беда – своим или чужому…

Она бежит вдоль моря в сизой мгле
И лает, обгоняя злую силу.
Такого дома нет на всей земле,
Которому беда бы не грозила.







Видео с данного мероприятия находится по ссылке








Комментариев нет:

Отправить комментарий