Сценарий
творческого
занятия по рисованию на стихи Расула Гамзатова
Составитель: А.С. Маслакова –
библиотекарь Городского библиотечного филиал №1 МУ ГИБС городского округа
«Город Петровск-Забайкальский»
Цель
занятия:
Научить
детей чувствовать поэзию, через творчество Р.Гамзатова.
Задачи:
- Познакомить
детей младшего – среднего школьного возраста с биографией Расула Гамзатова и
его поэзией в целом;
-
Помочь выявить особенности его стихов;
-
Научить детей передавать стихи и их смысл на рисунках.
Материал
для занятия: - бумага А4;
- карандаши (простые, цветные);
-
краски акварельные, гуашь;
- стихи
Р.Гамзатова;
Подготовка
к занятию:
-
изготовление бумажных журавликов;
-
формирование детей в группы;
- подборка музыкального
сопровождения.
Ход
занятия:
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады
приветствовать вас на нашем творческом занятии. Сегодня мы с вами познакомимся
с таким замечательным дагестанским поэтом, как Расул Гамзатович Гамзатов и его
творчеством.
Расул Гамзатов родился 8 сентября 1923
года в ауле Цада Хунзахского района Дагестана в семье Гамзата Цадасы
(1877—1951) — народного поэта Дагестана. Учился в Аранинской средней школе.
1939 году окончил Аварское педучилище. До 1941 года работал школьным учителем,
затем — помощником режиссёра в театре, журналистом в газетах и на радио. С 1945
по 1950 годы учился в Литературном институте им. А. М. Горького в Москве.
Избирался депутатом ВС Дагестанской АССР (Верховного
Совета Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики),
заместителем Председателя ВС ДАССР, депутатом и членом президиума ВС СССР.
Несколько десятилетий был делегатом писательских съездов Дагестана, РСФСР и
СССР, членом бюро солидарности писателей стран Азии и Африки, членом Комитета
по Ленинской и Государственной премиям СССР, членом правления Советского
комитета защиты мира, заместителем Председателя Советского комитета
солидарности народов Азии и Африки.
Действительный член Петровской академии
наук и искусств.
Скончался 3 ноября 2003 года в ЦКБ (Центральная клиническая больница) в
Москве. Похоронен на старом мусульманском кладбище в Тарки у подножья горы
Тарки-Тау, рядом с могилой жены.
Писать он начал, когда ему было девять
лет. Первая книжка со стихами вышла на аварском языке в 1943году. Позднее
многие стихи Расула Гамзатова стали песнями, Р. Гамзатов писал о Матерях, о
Женщинах,
Звучит фрагмент песни
«Матери» (И. Кобзон)
Писал он и о Природе Кавказа, о Дружбе
народов, и о Войне.
Звучит фрагмент песни
«Журавли» (М. Бернес)
Стихи и поэмы Р.Гамзатова переводили на
русский язык такие мастера пера, как Сергей Городецкий, Семен Ляпкин и Юлия
Нейман и др.
Все произведения Р.Гамзатова, как вы уже
слышали, можно не только прочитать, рассказать наизусть, но и спеть. А как вы
считаете, стихотворение можно нарисовать?
Ответы детей
Сейчас мы с вами и попробуем нарисовать
стихи. Каждая группа выберет журавлика, который скажет название стихотворения,
которое нужно будет нарисовать.
Группы поочередно
вытягивают журавликов. Ведущий выразительно читает стихотворение на фоне
специально подобранной музыки. (Приложение)
А теперь вы попробуете передать
услышанное стихотворение на листок бумаги, которые у вас на столах.
Дети рисуют на фоне
музыки на стихи Р.Гамзатова
По окончанию работы, ребята презентуют
свои рисунки. Работы собираются.
1.
«Вот
я у камина в доме дедовом…» (фон)
Вот
я у камина в доме дедовом,
Где
огня давно не зажигали,
Кто
когда-то здесь сидел – беседовал,
Те
сюда воротятся едва ли.
Но
во тьме теплеют камни сонные,
И
садятся в полукруг мужчины,
Памятью
моею озаренные,
Словно
прежним пламенем камина.
2.
«Бьется
поток под скалою высокой…» (фон)
Бьется
поток под скалою высокой,
Гордой,
бесчувственной к рокоту вод.
Мне
ль не понять состоянье потока,
Кто
же мое состоянье поймет?
Бьется
и стонет поток, но не может
Расшевелить
равнодушных камней
Этой
скалы, удивительно схожей
С
каменносердной любимой моей.
3.
«Такие
вершины и скаты бывают…» (фон)
Такие
вершины и скаты бывают –
С
утра до заката их свет озаряет.
Бывают
такие ущелья и склоны,
Куда
проникает лишь луч отраженный.
О
солнце мое, золотое светило,
Чей
склон, чье жилье ты собой озарило?
В
какой я теснине на дне поселился,
Что
свет твой поныне ко мне не пробился?
4.
«Замер
орел, распростершийся в небе…» (фон)
Замер
орел, распростершийся в небе,
Словно
крылами весь мир он объемлет,
Руки
пошире раскинуть и мне бы,
Всех
вас обнять, населяющих землю.
Всех
вас, живущих на этих просторах,
Всех,
кто смеется, горюет и плачет.
Песни
такие бы спеть, от которых
Камни
становятся шерстью ягнячьей.
5.
«Есть
глаза у цветов» (фон)
С
целым миром спорить я готов,
Я
готов поклясться головою
В
том, что есть глаза у всех цветов
И
они глядят на нас с тобою…
<…>
…Осенью,
когда сады грустны,
Листья
на ветвях желты и падки,
Вспоминая
дни своей весны,
Глядя
в даль, цветы грустят на грядке…
6.
«Собака
лает у чужих окон…» (фон)
Собака
лает у чужих окон:
Что
за опасность угрожает дому?
Собаки
мира лают: испокон
Грозит
беда – своим или чужому…
Она
бежит вдоль моря в сизой мгле
И
лает, обгоняя злую силу.
Такого
дома нет на всей земле,
Которому
беда бы не грозила.
Видео с данного мероприятия находится по ссылке
Комментариев нет:
Отправить комментарий