понедельник, 1 апреля 2013 г.

«ПОЮ ТЕБЕ СЕРДЦЕМ ВЛЮБЛЕННЫМ…»


Сценарий музыкально-поэтической композиции
по теме Женщины и Матери в творчестве Расула Гамзатова


ГОЛОС ЧТЕЦА (на фоне музыки)
<>
Когда б мне власть была дана,
Вершинам всем, являя разум,
Я даровал бы в мире разом
Любимых женщин имена.

Чтоб опустились руки вдруг
Пред картою у бомбардира,
Пусть лучшей половины мира
Глаголют имена вокруг.

Когда б мне власть была дана,
Неся ответственность пред веком,
Я матерей бы имена
Присвоил пограничным рекам.

<…>
В честь просветления очей,
Издав указ антивоенный,
Назвал бы звезды во Вселенной
Я именами дочерей.

<…>
И, обретя покой, планета
Жила бы, радости полна…
Звучат всегда в душе поэта
Любимых женщин имена.

Здравствуйте, уважаемые гости нашего праздника! Сегодняшняя наша встреча посвящена Всемирному дню поэзии. И в этот день мы решили рассказать вам о замечательном дагестанском поэте Расуле Гамзатове.

Первый танец детей

Песня

Расул Гамзатович Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в селении Цада Хунзахского района Дагестанской АССР, в семье народного поэта Дагестана, лауреата Госпремии СССР, Гамзата Цадасы. Учился в Аранинской средней школе и в Аварском педучилище, после окончания которого работал учителем, помощником режиссера Аварского Государственного театра, заведующим отделом и собственным корреспондентом аварской газеты «Большевик гор», редактором аварских передач Дагестанского радиокомитета.

В 1945-1950 годы Расул Гамзатов учился в Московском литературном институте им. М. Горького. После его окончания Расула Гамзатова в 1951 году избирают Председателем правления Союза писателей Дагестана, где он работал вплоть до своей кончины в ноябре 2003 года.

Творчество его очень многогранно. Он пишет о Родине, мире, любви, дружбе, об отцах, матерях, сыновьях и дочерях. Именно теме женщины, матери мы и решили посвятить наш вечер.

ЧТЕЦ (на фоне музыки)

По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски – ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого – особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг.
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину –
Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.

Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня:
«Не беспокойся, - маме говорю я, -
Все хорошо, родная, у меня».

Тревожится за сына постоянно,
Святой любви великая раба.
По-русски «мама», по-грузински «нана»
И по-аварски – ласково «баба».

Наша литературно-поэтическая композиция «Пою тебе сердцем влюбленным…» посвящена всем женщинам и матерям, а особенно присутствующим в этом зале.

Второй танец детей

Мать – вечная тема поэзии. Невозможно даже представить, сколько прекрасных слов сказано об этом. Но Расул Гамзатов нашел новые, необыкновенные слова. Он не побоялся в выборе темы повториться. И оказалось, что его гимн матери зазвучал в общем резонансе мировой лирики.

В мире, который становится неизбежно все более рационалистическим, человек невольно начинает стесняться своих чувств, глубочайшего, безоглядного их выражения. Может быть, мы стесняемся показаться наивными или сентиментальными? Р. Гамзатов не стесняется признаться в любви к матери, к женщине, к жизни. И мы благодарны ему за это!

ЧТЕЦ (на фоне музыки)

Знаешь, мама, в странах разных,
Где случалось мне бывать,
Есть один хороший праздник –
День, когда в почете мать.

В эту праздничную дату
Поспешают в дом родной
Люди, словно бы ягнята
На зеленый луг весной.

Астронавт из дали звездной,
Водолаз из глуби вод
В этот день, пусть даже поздно,
В гости к матери придет.

И, забыв о прежних спорах,
Для нее найдут слова
Те счастливцы,
У которых мама старая жива…

Вот и стало мне обидно:
Просчитал я четки лет,
Дней таких у нас не видно,
Праздника такого нет.

Мы, душевно уважая
То, чем наша жизнь крепка,
Знаем, Праздник урожая,
День врача, День горняка…

Как же мы, гордясь трудами
Городов и деревень,
Вечной труженице – маме
Посвятить забыли день?!

«День?!» - себя прервал я гневно.
Только день из многих дней?!
Разве мы не ежедневно
Всей душой стремимся к ней?!

Не всегда нам светит разве
Нежности ее звезда?..
Так ли нужен этот праздник,
Если в сердце мать всегда?!

Смысла мало в укоризне!
Календарь нам не указ!
Каждый день разумной жизни –
Праздник матери – для нас!

Мать для поэта являлась высшим воплощением доброты, отзывчивости, нравственной красоты. Наверное, поэтому на гимн похожа поэма «Берегите матерей», все содержание которой укладывается как раз в эти два слова, вобравшие в себя два моря - сыновней любви и печали. Печали, потому что написаны стихи уже после смерти матери. Тема материнства для Расула Гамзатова включает в себя невозвратимость потери близкого человека, чувство сиротства. На этом, прерывающемся от боли, дыхании и написана поэма «Берегите матерей».

ЧТЕЦ (на фоне музыки)

Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.

И моей не подчиняясь воле,
Рвется к звездам, рвется в ширь полей,
Музыкою радости и боли
Он гремит – оркестр души моей.

Но когда скажу я, как впервые,
Это слово – Чудо, слово – Свет, -
Встаньте люди! Павшие, живые!
Встаньте, дети бурных наших лет!

Встаньте, сосны векового бора!
Встаньте, распрямитесь, стебли трав!
Встаньте, все цветы!.. И встаньте, горы,
Небо на плечах своих подняв!

Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это – древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!

Как леса встают с зарею новой,
Как травинки рвутся к солнцу ввысь,
Встаньте все, заслышав это слово,
Потому что в слове этом – жизнь.

Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это – искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.

Слово это пусть всегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенный совести укор.

Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем – исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!.. Я произношу его: «Мама!»

Слово «мама» - самое древнее на земле. Сколько тепла оно таит! Мать открывает себя заново в беззаветной любви к детям. И ее счастье – это счастье ее детей. Для них она навсегда самый близкий и верный друг. Мамина забота, тепло и ласка способны прогнать плохое настроение и печаль, и даже победить болезни.

Быть мамой непросто. Много обязанностей входит в эту ответственную и важную должность, но, наверное, самая главная – быть добрым солнышком семьи, нести свет и тепло детям, стать их душевным другом.

ЧТЕЦ (на фоне музыки)

Мальчишка горский, я несносным
Слыл неслухом в кругу семьи
И отвергал с упрямством взрослым
Все наставления твои.

Но годы шли, и, к ним причастный.
Я не робел перед судьбой,
Зато теперь робею часто,
Как маленький, перед тобой.

Вот мы одни сегодня в доме,
Я боли в сердце не таю
И на твои клоню ладони
Седую голову свою.

Мне горько, мама, грустно, мама,
Я – пленник глупой суеты,
И моего так в жизни мало
Вниманья чувствовала ты.

Кружусь на шумной карусели,
Куда-то мчусь, но вдруг опять
Сожмется сердце: «Неужели
Я начала маму забывать?»

А ты, с любовью, не с упреком,
Взглянув тревожно на меня,
Вздохнешь, как будто ненароком
Слезинку тайно оброня.

Звезда, сверкнув на небосклоне,
Летит в конечный свой полет.
Тебе твой мальчик на ладони
Седую голову кладет.

Расул Гамзатов – не только поэт, он – Учитель. И каждый из нас должен помнить об этом. Творчество поэта обширно во всех отношениях, он создал замечательные произведения самых различных жанров: стихотворения, поэмы, сонеты, эпиграммы, послания, афористические надписи, философские эссе…

Отношение человека к матери – важнейшая тема лирики Гамзатова. Будучи заботливым сыном, поэт жалеет забытых матерей и осуждает сыновей, не выполняющих свой сыновний долг:

ЧТЕЦ

Мне кажется, тот, чья душа очерствела,
Кто детство забыл и родимую мать,
Продаст не задорого друга и дело,
Тот с легкостью Родину может продать.

В стихотворении «Письмо сына» поэт пишет о своей матери:

ЧТЕЦ

Мне вспомнилось:
Из школы прибегу
Зимою в детстве –
Ты меня встречаешь,
Усаживаешь ближе к очагу
И руки мне дыханьем согреваешь.

А после смерти матери горюет:

ЧТЕЦ (на фоне музыки)

Изрек пророк:
- Нет бога, кроме бога! –
Я говорю:
- Нет мамы, кроме мамы!.. –
Никто меня не встретит у порога,
Где сходятся тропинки, словно шрамы.

Вхожу и вижу четки, на которых
Она в разлуке, сидя одиноко,
Считала ночи, черные, как порох,
И белы дни, летящие с востока.

Кто разожжет теперь огонь в камине,
Чтобы зимой согрелся я с дороги?
Кто мне, любя, грехи отпустит ныне
И за меня помолится в тревоге?

Я в руки взял Коран, тисненный строго,
Пред ним склонились грозные имамы.
Он говорит:
«Нет Бога, кроме Бога!»
Я говорю:
«Нет мамы, кроме мамы!»

Читая стихи Гамзатова, посвященные матери, невольно задумываешься о своей маме и хочется преклонить колени перед родным человеком. Воспевая женщину как мать, воспевая женщину, как женщину, Расул Гамзатов оставляет неизгладимый след в душах своих читателей. Лирика Расула Гамзатова близка современному читателю своей гуманностью, благородством, чистотой помысла. Она трогает лучшие струны сердца.

Уважаемые женщины! Мы поздравляем вас с прошедшим Международным женским днем, поздравляем вас с Всемирным днем поэзии и желаем, чтобы на вашем жизненном пути вам встречалось побольше таких почитателей женщин, как Расул Гамзатов.

ЧТЕЦ (на фоне музыки)

Целую, низко голову склоняя,
Я миллионы женских рук любимых.
Их десять добрых пальцев для меня
Как десять перьев лебединых.

Я знаю эти руки с детских лет.
Я уставал – они не уставали.
И, маленькие, свой великий след
Они всегда и всюду оставляли.

Продернув нитку в тонкую иглу,
Все порванное в нашем мире сшили.
Потом столы накрыли. И к столу
Они всю Землю в гости пригласили.

Они для миллионов хлеб пекли.
Я полюбил их хлебный запах с детства.
Во мне, как в очаге, огонь зажгли
Те руки, перепачканные тестом.

Чтобы Земля всегда была чиста,
Они слезой с нее смывают пятна.
Так живописец с чистого холста
Фальшивый штрих стирает аккуратно.

Им нужно травы сметывать в стога,
Им нужно собирать цветы в букеты,
Так строится бессмертная строка
Из слов привычных под пером поэта.

Как пчелы в соты собирают мед,
Так эти руки счастье собирают.
Земля! Не потому ли каждый год
В тебе так много новизны бывает?

Когда приходит трезвостью беда,
Когда приходит радость, опьяняя,
Я эти руки женские всегда
Целую, низко голову склоняя.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОДАРОК (Исполнение песни В.Леонтьева на стихи Р.Гамзатова "Исчезли солнечные дни")


Комментариев нет:

Отправить комментарий